Вход

Новость подробнее

29 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №16-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
29 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ разъяснил справедливый принцип оплаты услуг по отоплению мест общего пользования в многоквартирных домах.
Дело о проверке конституционности абзаца третьего пункта 421, пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения № 2 к данным Правилам рассматривалось в связи с жалобой гражданки В.Н.Шестериковой. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса
Жительница Ставропольского края Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению. При этом большая часть помещений в доме обогревается автономно – газовыми котлами. С 2018 года собственники таких квартир стали получать квитанции на оплату отопления мест общего пользования, хотя экспертиза подтвердила, что в этих помещениях нет радиаторов и даже стояков отопления. Но суды сочли, что такие «автономные» собственники не могут быть освобождены от оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
 
Позиция Суда
Должная температура в неотапливаемых местах общего пользования многоквартирных домов поддерживается в том числе за счет теплоотдачи от общих стояков отопления и других отапливаемых помещений. Поэтому КС РФ, который уже указывал на обязанность разграничения платы за отопление отдельных помещений и на общедомовые нужды, вновь отметил, что общедомовое тепло необходимо оплачивать даже собственникам и пользователям помещений с индивидуальными источниками тепловой энергии. С этой точки зрения оспоренные нормы Конституции РФ не противоречат.
Если же подавляющее большинство помещений в доме переведено на автономное отопление, то места общего пользования будут обогреваться преимущественно за счет теплоотдачи от индивидуально отапливаемых помещений. Их жильцы, изначально вложившись в автономную систему отопления и регулярно выделяя средства на ее обслуживание, тем самым несут расходы и на отопление дома как единой постройки. Действующий порядок расчета платы за отопление никак не учитывает данное обстоятельство.
В результате такие «автономные» собственники и пользователи помещений, в том числе заявительница, вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая отопление на общедомовые нужды, в то время как конституционный принцип равенства предполагает равный, с учетом фактического участия каждого, подход при распределении общедомовых расходов.
Соответственно в правовом регулировании имеется пробел, вступающий в противоречие с конституционными гарантиями. Абзац третий пункта 421 оспариваемых Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не соответствуют Конституции РФ. Правительству РФ надлежит внести соответствующие изменения, а до этого сохраняется прежний порядок расчета платы за отопление. 
Дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру, поскольку пересчитать платежи за уже поставленное тепло при отсутствии специального механизма расчета невозможно. Однако после внесения изменений в правовое регулирование заявительнице причитается компенсация, форму и размер которой должен определить рассматривавший ее дело суд. 

Пресс-служба Конституционного Суда РФ



© Конституционный Суд Российской Федерации, 2008-2021
Настройки для людей с ослабленным зрением